На дворе лето, а значит, самое подходящее время, чтобы отставить автомобиль в сторону и с заботой об экологии и поддержании собственной спортивной формы разъезжать на чем-нибудь двухколесном. И если нет уверенности в том, что спортивная форма гарантированно позволит вам одолеть велопробег длиной свыше 50 километров, то стоит обратить внимание на постепенно набирающие популярность электровелосипеды. Чаще всего, как и в случае с обычными велосипедами, все обращают внимание на начальный уровень, поскольку цена бюджетного варианта может равняться стоимости одного колеса профессионального уровня. С электровелосипедами разрыв не так велик, но по бюджету он бьет гораздо сильнее, так как цены выше. За 50 тысяч рублей вы уже выбираете между довольно неплохими обычными вариантами от именитых брендов, а на электрорынке вас все еще встречают исключительно китайские фирмы. Вот и давайте посмотрим, что же собой представляет продукт китайского велопрома под названием Twitter VS7.0-ER100 17, являющийся самым бюджетным вариантом от одноименного бренда.
О том, что это за бренд, можно узнать из нашего прошлогоднего материала, тогда на тесте был топовый электрохардтейл Mantis-E1. Тем более что сравнение напрашивается само собой – можно оценить, насколько меняется ситуация, когда вы платите в два раза больше. Или в два раза меньше, смотря откуда считать. Сразу скажу, что у меня нет однозначного ответа на вопрос, потому что у обоих велосипедов есть свои плюсы и свои минусы.
Характеристики | |
Размер колес | 26" |
Размер рамы | 17.0" |
Цвет велосипеда | Черно-красный / черно-желтый / бело-красный |
Вес велосипеда | 19.9 кг |
Рама | Алюминиевый сплав 6061 |
Руль | Алюминиевый сплав с матовым покрытием |
Вилка | Retrospec, с ручной блокировкой |
Рулевая колонка | Алюминиевый сплав, CNC 44 мм |
Рычаги переключателей передач | Shimano Altus, 21 скорость |
Передний переключатель передач | Shimano Tourney |
Задний переключатель передач | Shimano Tourney |
Шатуны | Алюминиевый сплав, квадратное отверстие, 22-32-42T |
Кассета | SHIMANO TZ21-7,14-28T |
Цепь | YBN-7S |
Каретка | KENLI, квадратные отверстия, подшипник BB68 |
Тормоза | Shimano Tourney, механические дисковые |
Втулки | RS алюминиевый сплав, 2-подшипниковые, для дисковых тормозов |
Обода | Retrospec RS300, алюминиевый сплав, двойные пистонированные |
Спицы | SHUNJIU, повышенной прочности |
Шины | KENDA-1187, 26" × 1.95" |
Ручки | Retrospec |
Седло | Retrospec |
Педали | Retrospec CNC, для горных велосипедов, на подшипниках, алюминиевый сплав |
Режимы использования двигателя | 3 режима |
Режимы помощи | 5 режимов |
Пробег на одной зарядке | 30 км (в режиме скутера), до 90 км (в режиме помощи) |
Максимальная скорость | До 35 км/ч |
Максимальный вес пользователя | 120 кг |
Батарея | LG-18650 литиево-ионная, 36 В, 10 Aч USB-порт для зарядки гаджетов |
Время полной зарядки | 3-5 часов |
Количество циклов перезарядки | 800-1000 раз |
Мотор | Заднее мотор-колесо, 36 В, 250 Вт Бесщеточный двигатель постоянного тока с пониженным шумом |
Максимальный вращающий момент | 60 Н*м |
Контроллер | 5 режимов использования |
Монитор | LCD-дисплей |
Функции монитора | Скорость, пробег, уровень зарядки, режим и т.д. |
Устанавливаемые параметры | Сброс пробега, размер колес, и т.д. |
Комплектность | Электровелосипед - 1 шт. Батарея - 1 шт. Боковой ножной упор - 1 шт. Зарядное устройство - 1 шт. Катафоты - 2 шт. Другие аксессуары (ключи, гайки и т.д.) - 1 шт. Руководство пользователя - 1 шт. Гарантийный талон - 1 шт. |
Ко мне на обзор попал Twitter VS7.0-ER100 17, где последняя цифра индекса – это размер рамы. Что означают остальные, догадаться можно с трудом, а уж понять, почему нельзя было назвать как-нибудь поинтереснее, и подавно не выйдет. Не говорит такое наименование и о положении в линейке, так что позиционирование можно понять только по цене. Выбор по размерности рамы отсутствует, выпускается только один вариант – 17-дюймовый. При росте 189 сантиметров я больших проблем не испытывал, хотя на затяжных спусках седло хотелось бы отодвинуть дальше, чем это представляется возможным с помощью регулировок. А вот жене, которая на 20 сантиметров ниже, рама была в самый раз. В общем, довольно универсальное решение, которое не подойдет только тем, чей рост заметно отличается от средних значений.
На выбор есть три варианта раскраса: черно-красный, черно-желтый и бело-красный. Последний и был на обзоре, хотя я бы назвал это решение как минимум черно-бело-красным, поскольку черный воспринимается как один из доминирующих цветов в окрасе. Тот же, что называется черно-красным, фактически имеет большие вставки серого. В общем, при выборе будьте внимательны и смотрите на фотографии, а не на то, что написано. Все цвета выполнены матовой краской, на велосипеде нет больших блестящих вставок, столь любимых китайскими производителями. В этом отношении Twitter VS7.0-ER100 мне понравился куда больше Mantis-E1, который отличается аляповато выглядящим сверкающим логотипом производителя на нижней трубе рамы.
Разных логотипов и надписей на бюджетном варианте тоже хватает, но в глаза они не слишком бросаются, ощущения аляповатости не создают. Но, на мой взгляд, их все же чрезмерно много, поскольку никакой смысловой нагрузки для владельца они не несут. А некоторые, вроде красующейся у стакана руля надписи Crosscountry Configuration, могут ввести в заблуждение. Ни для какого кросс-кантри данный велосипед не подойдет.
И его неприспособленность для быстрой езды по пересеченной местности довольно очевидна. При первом же взгляде в глаза бросается массивный блок управления электрикой, расположенный под нижней трубой рамы. Он выглядит хорошо защищенным, в том числе и от влаги, но все же я бы не стал проверять его ударопрочность и водостойкость под постоянно летящей из-под переднего колеса жижей. Второй момент – это вес. Почти 20 килограмм за счет помощи электродвигателя без проблем набирают скорость, но на плохой дороге их не заметить не выйдет. И третье. Геометрия рамы несколько непривычна. Дело в том, что по какой-то причине ось вращения педалей опустили очень низко – задние перья идут от подседельной трубы вверх, а шатуны педалей оказываются очень низко. В самом нижнем положении педаль от грунта отделяют какие-то 5-7 сантиметров. В результате при агрессивной езде или на бездорожье вы будете не только постоянно задевать педалями за землю, но с препятствиями частенько будет встречаться и передняя система звездочек.
На асфальте и в хорошую погоду эти недостатки незаметны, так что при городской неагрессивной езде Twitter VS7.0-ER100 проявляет себя как самый обычный электровелосипед. Если вы не совершаете прыжков, то смещенный на заднюю ось баланс веса, вызванный конструкцией с мотор-колесом, также не доставит вам проблем.
Рама выполнена из привычного сплава 6061 и может выдерживать нагрузку от водителя массой до 120 килограмм. В ней проделаны отверстия для проводов и тросиков управления, вырезы которых скрываются пластиковыми вставками, препятствующими истиранию оплетки. В целом, рама Twitter VS7.0-ER100 производит впечатление качественного продукта, вполне на уровне именитых брендов. И ничуть не уступает по всем параметрам топовым версиям от Twitter.
Если говорить об обвесе Twitter VS7.0-ER100, то он являет собой ожидаемый компромисс между ценой и качеством. Вы получаете все то же самое, что и покупатели более дорогих моделей, но попроще. У вас дисковые тормоза, но они механические. У вас регулируемая вилка, но она пружинно-эластомерная. У вас Shimano, но уровня Tourney. Для бюджетного варианта это максимум доступного, а примитивные конструкции меньше склонны ломаться, нежели ультрабюджетные варианты более сложных. Так что обвес данной модели можно считать плюсом.
Заднего амортизатора у Twitter VS7.0-ER100 нет, а спереди стоит вилка Suntour XCT с регулировкой жесткости и блокировкой. Узнать о том, что это Suntour, вы никак не можете, поскольку Twitter покупает их в варианте white-box и ставит логотип своего бренда Retrospec. На мой взгляд, для новичка наличие логотипа известного производителя вилок, напротив, было бы плюсом, поскольку гарантировало бы две вещи – эта вилка работает и она не сломается за пару сезонов. Наличие регулировки на таком уровне, естественно, означает, что вы можете выбирать между жестко и очень жестко. Поглотить тряску и вибрацию бюджетный амортизатор не сможет, разницу в его работе получится ощутить только на очень плохом асфальте или за его пределами. А вот блокировка очень даже пригодится, если только вы не планируете заезжать на подъемы на одной лишь электротяге. Разумеется, в таком бюджете о ее включении на руле не может быть и речи.
Руль у модели максимально широкий. И прямой. Настолько широкий, что возникает вопрос, зачем его вообще поставили. Да, он улучшает маневренность. Да, вы без проблем можете разместить на нем совершенно любую фару, держатель для телефона и вообще все что угодно. Но это отнюдь не универсальное решение. Мне, при совсем не маленьком росте и соответствующей длине рук, он показался на самой грани удобства. А вот при движении в стесненных условиях он уже совсем неудобен. В парке он вам не поможет с огибанием людей. В лесу вы будет собирать им деревья. И на дороге вам понадобится места как мотоциклисту. В общем, я не очень понимаю такой выбор. Бренд производителя – естественно, Retrospec.
Грипсы резиновые с предельно простым рисунком. Мне они показались довольно скользкими, если держаться голыми руками, но больше никто этого факта не отметил, так что в минусы его точно не запишу. В плюсах – надежное крепление, препятствующее проворачиванию, и хорошая резина, которая не плавится на жаре, не ощущается липкой и легко очищается от пыли и грязи. Вынос алюминиевый 44 мм.
Приятным образом удивило седло. Либо у меня на обзоре была кастомная модификация, либо Twitter ставит идентичные седла на топовый и начальный хардтейлы. Искусственная кожа с тиснением (снова бренд Retrospec, куда ж без него), удачная форма и хорошая жесткость. Впрочем, последнее – дискуссионный вопрос. Седло совсем не мягкое, и тем, кто любит пристроить свою пятую точку всем весом и не поднимать ее ни при каких обстоятельствах, такое не подойдет. Это именно что хороший кросс-кантрийный вариант, который не мешает на спусках и не вызывает болезненных ощущений при длительной езде.
Как уже было сказано, Twitter – одна из немногих фирм, которая продолжает выпускать велосипеды с размерностью колес 26 дюймов. В случае с моделью Twitter VS7.0-ER100 используются двойные обода Retrospec RS300 из алюминиевого сплава, стальные спицы SHUNJIU и двухподшипниковые втулки Retrospec. Вряд ли все эти названия кому-то что-то скажут, но по ощущениям это нормальное решение среднего уровня. По умолчанию стоят покрышки Kenda 1187 размерностью 26 на 1,95 дюйма. Изделия Kenda принято ругать за «дубовость», но не в данном случае, никаких недостатков за время поездок я не заметил. Протектор универсальный, довольно частый, что позволяет без проблем эксплуатировать велосипед на асфальте и не пасовать перед легким бездорожьем. Заезжать в грязь на такой резине не рекомендуется, но это и не проблема для электровелосипеда.
Тормоза у велосипеда Shimano Tourney, механические дисковые. Пожалуй, самое спорное решение из всего обвеса, поскольку преимущество дисковых механических тормозов реализуется в основном при езде по грязи или хотя бы по мокрой дороге, а в данном случае их следует считать скорее эстетическим преимуществом. Из интересного – рукояти с резиновой накладкой. Если вы привыкли ездить без перчаток, то такой вариант может оказаться удобным в жару или под дождем – пальцы гарантировано не соскользнут.
Переключатели передач – это манетки Shimano Tourney и рычаги того же производителя и той же серии. В общем-то, глядя на них, нетрудно догадаться, какой уровень кросс-кантрийности предполагается для Twitter VS7.0-ER100. Никакой. Shimano позиционирует данный вариант исключительно для езды по парку в выходной. Охарактеризовать эту систему переключения передач довольно сложно. 21 скорость. Она работает. Она настраивается. Большего для электровелосипеда вам и не понадобится, если только вы не будете ездить на нем, отключив электродвигатель. Фактически, даже если бы у этого велосипеда была только одна скорость, то при езде с электромотором вы бы этого не заметили. Езда же с отключенным двигателем мне кажется довольно странным решением, поскольку ничего, кроме лишнего веса, вы не получаете. Вариант, что аккумулятор сел, – немного не про начальный уровень. Если вы не используете режим скутера, то на разряд аккумулятора вам понадобится не менее четырех часов активной езды. Не поездки длиной в 4 часа, а именно 4 часов кручения педалей, а это совсем не начальный уровень навыков велоезды.
Определенным минусом переключателей можно считать расположение. Если вы переживаете за неправильный выбор нужной вам передачи, то проверить данные передней системы, глядя на переключатель, не получится. Его экран располагается под экраном велокомпьютера и виден, только если заглянуть под руль. Не слезая с седла, подобный фокус сможет выполнить лишь гимнаст. Так что или смотреть непосредственно на положение цепи, или привыкать ездить, не глядя на переключатели.
Педали и шатуны также брендированы как Retrospec. Является ли данная компания их реальным производителем, я не смог выяснить. Выше уже было сказано про недостаток в виде слишком низкого размещения центра вращения каретки, так что за время тестирования мне удалось в полной мере проверить качество педалей и прочность шатунов. Шатуны – легкие, из довольно мягкого алюминиевого сплава, поэтому даже не слишком сильный удар о бордюр приводит к появлению глубоких царапин. А вот педали оказались не только удобными, но и прочными – на них многочисленные встречи с препятствиями различной твердости следов не оставили. Шипы, по ощущениям, стальные, средней высоты со скругленным верхом. С одной стороны, они обеспечивают хорошее сцепление с подошвой обуви, а с другой – травмобезопасны, на случай, если вы зацепите их голой кожей.
Отдельно останавливаться на типе каретки, цепи и системы нет никакого смысла. Они есть. Они работают без посторонних звуков, без лишних усилий, проскальзываний и т.п. Собственно, это и есть максимально возможный уровень для бюджетного велосипеда. Не будь предубеждения против китайских производителей, не стоило бы даже говорить о подобном, потому что только так и должно быть. Однако рождение понятия «ашанбайк» произошло не на пустом месте, поэтому не лишним будет еще раз сказать, что Twitter, несмотря на странное название бренда, «ашанбайком» ни в коей мере не является.
Велокомпьютер присутствует. Он имеет самые примитивные функции – возможность считать километраж за поездку, время поездки и общий пробег. Также на его экран выводится информация о текущей скорости, уровне заряда аккумулятора и уровне помощи со стороны двигателя. Экран монохромный, с подсветкой белого цвета. За счет ее наличия он остается читаемым как на ярком солнце, так и в полной темноте. Настройки яркости нет, поэтому ночью уровень подсветки может показаться избыточным. Размеры панели и элементов на ней достаточны для того, чтобы легко считывать данные даже быстрым взглядом, отвлекаться от дороги для рассматривания информации вам не придется.
Велосипед Twitter VS7.0-ER100 оснащается 250-ваттным бесколлекторным мотором, расположенным в заднем колесе. Максимальный крутящий момент – 60 Нм, что очень даже немало – мне не довелось столкнуться с подъемами, на которые этот мотор, работая в режиме скутера, не смог бы мои 90 килограмм веса поднять. В режиме помощи максимальный уровень мне показался в большинстве ситуаций даже избыточным. Из пяти возможных наиболее востребованными будут второй и третий. На длинных скоростных подъемах – четвертый и пятый. Первый – только если вы устали, а заряд аккумулятора уже на грани исчерпания и скорость упала до не более 10 км/ч. Заявленная максимальная скорость – 35 км/ч. На плоскости по прямой у меня получалось разгоняться до 36-37 км/ч, под горку скорость переваливала и за 40 км/ч, так что никаких ограничителей в двигатель не встроено. Максимальная скорость движения зависит исключительно от ваших физических возможностей.
У велосипеда есть режим езды «скутер» и режим «помощь». Уровней у первого тоже пять, и его активация не требует никаких переключений. Просто вы зажимаете курок у правой грипсы, и велосипед начинает ехать без вращения педалей. Если же этот курок отпустить, то двигатель будет включаться, когда вы провернете заднее колесо примерно на четверть оборота. Интенсивность работы зависит от выбранного уровня помощи. И здесь важно понимать, с какой скоростью вы реально сейчас едете. Слишком высокий уровень приведет к тому, что велосипед станет вас буквально толкать вперед, негативно влияя на управляемость и даже сохранение балансировки.
Максимальная скорость в режиме скутера – 20-25 км/ч и зависит от вашего веса, качества дорожного покрытия и крутизны уклона. Варьировать ее максимум можно, переключая интенсивность помощи, а динамику – интенсивностью нажатия на курок. Впрочем, его ход очень невелик, так что кроме положения «чуть нажал» и «нажал до максимума» у вас вариантов не будет – он очень чувствительный, поэтому в промежуточном положении из-за тряски его удерживать не получится. Но сам факт наличия такого курка – уже гораздо более удобный вариант, чем присутствующий у Mantis-E1 способ с необходимостью постоянного давления на кнопку.
Заявленный запас хода составляет 90 км в режиме помощи и только 30 в режиме скутера. Первый параметр мне показался заниженным, а второй – завышенным. Самый большой пробег за одну поездку у меня составил 65 километров, при этом около 5 были в режиме скутера, а остальные – с помощью на четвертом уровне. Если уровень помощи выставить на 1 или 2, а на дороге не будет большого числа подъемов, то запас хода однозначно превысит 100 км. Вероятно, можно выжать и 30 км в режиме скутера, если найти где-то максимально плоскую дорогу с хорошим покрытием и двигаться со скоростью пешехода. В моем случае при езде по обычному московскому району получалось, что реальный запас хода при скорости 15-20 км/ч – в пределах 15 км. Это не худший показатель, особенно учитывая тот факт, что вряд ли вам придет в голову использовать велосипед исключительно как скутер. Наиболее оптимальным мне показался режим, при котором большую часть пути вы используете только нужный уровень помощи, а режим скутера активируете на подъемах, после того, как момент инерции движения уже потерян. При таком подходе можно рассчитывать на запас хода в 60-70 км на холмистой или гористой местности. На «плоскаре» вполне реально получить и заявленные 90, несмотря на «смешанный» режим использования.
Аккумулятор у Twitter VS7.0-ER100 съемный, литиевый от компании LG. Заявленная емкость – 360 Втч (36 В, 10 Ач). Крепится он на верхнюю часть нижней трубы рамы на специальные салазки и фиксируется ключом. Снять его без этого ключа невозможно, что теоретически делает велосипед менее привлекательным для грабителей. Впрочем, в российских реалиях я бы не рассчитывал на такую защиту, если только вы не зашли в магазин купить воды. Практичным решением съемный аккумулятор будет в случае, если вы храните велосипед не в том же месте, где заряжаете. В этом варианте можно его снять и взять с собой, если, допустим, у вас возле работы охраняемая территория, где расположена велопарковка, но нет розетки.
На корпусе аккумулятора, имеющего защиту на уровне IP54, имеется индикатор уровня заряда (два зеленых, один желтый и один красный светодиоды), который активируется нажатием кнопки. Уровень светимости не слишком высокий, на ярком солнце не всегда можно понять, сколько именно горит, но это все же исключительно вспомогательная индикация – основным источником будет табло велокомпьютера. Хотя там уровень заряда показывается в процентах и может меняться в зависимости от текущей нагрузки, так что абсолютно достоверных данных у вас не будет.
Под крышкой на левой боковине корпуса аккумуляторной батареи скрываются выключатель (если оставляете велосипед надолго, его можно полностью обесточить), разъем USB (на случай, если вы решите подзарядить свой смартфон в дороге) и разъем для подключения зарядного устройства. Последнее в комплекте есть, но параметры его далеки от понятия «быстрой зарядки». Выдаваемый ток – 42 В и всего 2 А. Так что даже в характеристиках велосипеда заявляется о необходимости заряжать его не менее 3 часов. На практике заряд занимает около 6 часов при условии, что аккумулятор был полностью разряжен. В заряднике имеется активная система охлаждения в виде довольно шумного аккумулятора.
В комплекте также идет классический велосипедный ключ и набор Г-образных шестигранников. С помощью такого нехитрого набора можно либо собрать велосипед из транспортной коробки, либо отрегулировать его, если какие-то узлы разболтались. В моем случае велосипед уже был собран магазином «Мак-Центр», и за время двухнедельной эксплуатации никаких донастроек не потребовалось.
Если год назад при тестировании Twitter Mantis-E1 мне показалось, что электровелосипеду нет места в моей жизни, то сейчас впечатление несколько иное. Возможно, дело в том, что Twitter VS7.0-ER100 имеет обвес бюджетного велосипеда, который должен был бы утомлять, если пытаться ехать быстро и далеко. Полупрофессиональный обвес топовой модели гарантирует, что вам не нужен электродвигатель, чтобы ехать далеко, быстро и не слишком уставать. Для езды вне асфальта они оба годятся мало, так что горно-лесные походы с превозмоганием – в любом случае мимо. Но вот доехать до работы и не вспотеть – это скорее к Twitter VS7.0-ER100, чем к более дорогим аналогам. Это именно что простой и относительно бюджетный велосипед для того, кто не является веломаньяком, не готов самостоятельно подбирать комплектующие, а потом из них собирать байк своей мечты.
Это подходящий вариант для того, кто планирует ездить на нем на работу, или как второй велосипед для семейных прогулок, если у вашей второй половинки нет желания вечерком вложиться, чтобы сбросить пару килограмм к лету. Нет никакого смысла сравнивать его с электровелосипедами именитых брендов, потому что они просто отсутствуют в данном ценовом диапазоне. Также как нет смысла рассуждать о преимуществах мотора в каретке, поскольку их цены примерно в два раза выше. Это хороший бюджетный вариант, без переплаты за бренд и без погони за достижением какой-то одной высокой характеристики в ущерб всему остальному. Цена Twitter VS7.0-ER100 сейчас составляет 55 тысяч рублей, что является верхней границей для данного уровня оснащения, причем большая часть конкурентов будет иметь колеса диаметром 27,5 дюймов. И все они также будут происходить из Китая.