Электровелосипеды сейчас набирают большую популярность, и всё больше производителей дополняет линейку обычных моделей электрическими. Точно так же поступила и компания Shenzhen First Technology Co., с 2012 года выпускающая велосипеды под маркой Twitter Bikes. Они известны в основном на азиатском рынке, однако с этого года появились и в нашей стране.
Сегодня на обзоре у меня – одна из топовых моделей: Twitter Mantis E1, которую мне предоставила компания МакЦентр, официальный поставщик электровелосипедов Twitter в России, за что им большое спасибо.
Как нетрудно догадаться по внешнему виду Mantis E1, речь идёт о полноразмерном горном велосипеде с 26-дюймовыми колёсами, который оснащён электромотором, установленном в заднем колесе, и батареей, а также сопутствующей электроникой.
Велосипед сразу притягивает взгляд! Он очень красив. Дизайн (конструкция) несомненно удачен, качество производства высоко, а внешний вид элегантен, и даже трудно поверить, что велосипед – китайский. Это как раз тот случай, когда производителя упрекнуть не в чем, китайцы молодцы и отлично постарались.
Несмотря на наличие батареи и электромотора, Twitter Mantis E1 имеет небольшую массу – всего около 18 кг, всё благодаря тонкой и прочной алюминиевой раме и качественному обвесу. Это абсолютно полноценный горный велосипед с передней воздушно-масляной амортизационной вилкой, гидравлическими тормозами Shimano SLX BR-M7000, переключателями Shimano SLX (33 скорости), отличными универсальными шинами MAXXIS PACE 26″ × 1.95″. А силовая установка состоит из бесколлекторного двигателя (редукторное мотор-колесо) номинальной мощностью 350 Вт, рассчитанного на напряжение 36 вольт, а также литиево-ионной батареи с зарядом 13 А·ч (468 Вт·ч).
Преимущество электровелосипеда в том, что на нём можно путешествовать на большие расстояния, практически не напрягаясь. Электродвигатель действует в паре с велосипедистом, помогая вращать колесо, однако не беря на себя эту функцию полностью. Курка или ручки акселератора здесь нет, и для включения мотора необходимо вращать педали.
Mantis E1, как и другие велосипеды Twitter, поставляется в прочной картонной коробке и очень хорошо упакован в пенистый материал.
Претензий по упаковке нет, здесь всё прекрасно: абсолютно все металлические (и не только) поверхности укутаны в пенку и проложены картоном.
Я специально привёл фото велосипеда в упаковочной обёртке, чтобы был понятен подход производителя к своей продукции.
Помимо самого велосипеда, в комплект входит батарея (упакована отдельно), зарядное устройство, а также необходимые для сборки аксессуары: педали, седло, подседельный штырь, подножка, ось переднего колеса, катафоты и набор инструмента. Всё это находится в отдельных пакетиках, а пакетики – в коробке. Как правило, велосипеды продаются конечному покупателю в собранном виде. Но и собрать Twitter Mantis E1 самостоятельно не представляет никакого труда.
Теперь можно переходить собственно к обзору. Сначала давайте детально рассмотрим электровелосипед Twitter Mantis E1, познакомимся с его конструкцией и применёнными компонентами. А затем я поделюсь впечатлениями о езде на нём по городу, шоссе и лесным дорогам.
В основе Mantis лежит классическая велосипедная рама «мужского» типа. То есть, центральная поперечина расположена высоко, и забираться на велосипед не так легко, как на женский. Ну, это вопрос привычки, конечно. Интересно, на раме надпись «Mantis 2.0», хотя продаётся он под названием Mantis E1. Есть два варианта размерности – 15,5 дюйма и 17 дюймов. У меня на обзоре 17-я. Вариантов расцветки три: чёрно-красный, чёрно-жёлтый и чёрно-серый. Краска матовая.
Рама сварена по бесшовной технологии. Это значит, что швы в стыках есть, но они разглажены и отшлифованы, поэтому сварных швов не видно. Но так сделано, конечно, не везде, а только в самых важных (видимых) местах. В районе каретки швы никак не обработаны – зато по ним можно судить о качестве сварки (качество хорошее).
На велосипедах Twitter применяются компоненты марки Retrospec – это суббренд той же компании (Shenzhen First Technology Co.), который занимается производством простых деталей велосипедов. Сюда входят рулевые перекладины, сёдла, обода, шатуны, втулки и прочее. Думаю, это проще и дешевле, чем закупать компоненты у других производителей – ну да и ладно, если за качество товара не стыдно, почему бы так и не делать? Претензий по изготовлению у меня нет, всё сделано аккуратно и красиво.
Грипсы у велосипеда кожаные, с логотипом Twitter. Они довольно-таки жёсткие – что-то среднее между пластиком и мягким силиконом. Форма просто круглая, не могу назвать её эргономичной. То есть, с одной стороны, кожа – это хорошо (она впитывает пот), с другой – хотелось бы более удобного хвата, но это уж кому как. В общем, без перчаток тут лучше не ездить.
Здесь же на левой ручке расположена тормозная рукоятка (переднего тормоза), передний шифтер Shimano SLX (3 скорости), а также блок управления бортовым компьютером. Кнопка «М» (меню) при удерживании включает и выключает электронику велосипеда, а при кратком нажатии переключает режимы отображения данных. Кнопки «вверх» и «вниз» служат для выбора уровня помощи мотора.
На правой ручке – рукоятка заднего тормоза, а также шифтер задней кассеты.
Бортовой компьютер Twitter Mantis E1 имеет жидкокристаллический дисплей, который отлично видно при любом освещении. Здесь показывается текущая скорость, уровень заряда батареи (визуально и в процентах), уровень помощи двигателя (ассистента) от 0 до 5, а также (нижняя строка) – имеется многофункциональный индикатор, показывающий общий пробег (ODO, одометр), пробег за текущую поездку (TRIP), напряжение батареи (VOL), текущий ток потребления (CUR) и время поездки (TIME). Эти режимы переключаются кратким нажатием кнопки «М» (меню).
Уровень заряда батареи показывается очень приблизительно, и не интеллектуально. То есть, при большой нагрузке уровень проседает, а при отсутствии нагрузки возрастает, причём разница в показаниях может составлять пару десятков процентов. Это неудобно, но не страшно. Что касается напряжения на батарее, почему-то за 100% заряда здесь считаются 39,5 В, а не 42 В – очень странно.
При длительном нажатии кнопки «вверх» включается лунная подсветка бортового компьютера.
А при длительном нажатии кнопки «вниз» активируется режим пешехода, при котором включается мотор на небольшой скорости. Этот режим может пригодиться, если вы спешились и толкаете велосипед в горку. Он будет ехать сам, пока вы не отпустите кнопку.
Тормозная система Shimano SLX – гидравлическая, работает на специальном минеральном масле. Сбоку от основания ручки находится регулировочный барашек. Гидравлика SLX обеспечивает максимально эффективное торможение, она очень надёжна и почти не требует обслуживания, т.к. минеральное масло, в отличие от тормозной жидкости, не впитывает влагу из воздуха и сравнительно более долговечное.
Тормозная магистраль Shimano.
И на переднем, и на заднем колесе установлены тормоза Shimano SLX BR-M7000 совместно со 160-мм дисками. Тормоза работают просто шикарно! Хватка жёсткая, колёса останавливаются мгновенно с юзом любой степени (ну или без него). Гидравлика есть гидравлика, к тормозной системе претензий нет, она надёжна, очень действенна и её не надо постоянно регулировать.
Дело в том, что в гидравлической системе (в отличие от механической) работают два поршня, движущиеся друг к другу и прижимающие обе тормозные колодки к диску, при этом колодки изнашиваются равномерно. В механической системе движется только одна колодка (вторая неподвижна), и износ колодок неравномерный. Соответственно, в первом случае практически не возникает необходимость регулировки, а во втором – это неизбежность.
Если присмотреться к деталям механизма, можно заметить, что колодки имеют распорную пластину между ними, которая отодвигает их от диска чтобы избежать трения.
Передняя вилка у Twitter Mantis E1 – воздушно-масляная. Ход до отбоя – 110 мм.
Интересно, что для защиты от попадания влаги и грязи применяются настоящие сальники, с пружинкой.
Жёсткость вилки регулируется с помощью поворотного механизма справа. При повороте против часовой стрелки устанавливается более мягкий ход, при повороте по часовой стрелке – жёсткий, вплоть до полной блокировки. Жёсткость вилки следует настраивать в зависимости от дорожных условий. На пересечённой местности используется мягкий ход, а на асфальте – жёсткий.
Обода – снова марки Retrospec, выглядят аккуратно и красиво. Обратите внимание, все отверстия под спицы имеют пистоны.
В качестве покрышек выбраны лёгкие кросс-кантрийные шины MAXXIS PACE шириной 1,95 дюйма, с кевларовым кордом. Рисунок протектора здесь универсальный, обеспечивающий хороший накат на асфальте, а также предназначенный и для сухих грунтовых дорог. Благодаря зацепам можно без опаски лазить по бордюрам, а боковые шипы повышают сцепление в поворотах.
Оснащение колеса завершают упрочнённые спицы SHUNJIU, ну и оранжевые катафоты.
У Twitter Mantis E1 стандартное седло для горных велосипедов – узкое и умеренно жёсткое. Отделано искусственной кожей, на практике вполне удобное. Я привык даже к своему жёсткому седлу, так что твиттеровское оказалось ещё более комфортным. Разумеется, оно регулируется по вылету и углу наклона.
Подседельный штырь обеспечивает 15-сантиметровый диапазон регулировки по высоте.
Переходим к шатунам и передачам. Передняя система – 3 звезды 22-32-44T. Кстати, если присмотреться к фото внимательнее, то увидите, что каретка – полая внутри.
Сзади – 11-скоростная кассета SUGEK-11S, 11-36T.
Соответственно, цепь тоже 11-скоростная (тонкая) YBN-11S. Для облегчения снятия есть звено с замком.
Переключатели – Shimano SLX. Это начальный уровень 11-скоростной линейки Shimano, однако по функциональности он практически не уступает более именитым XTR, Deore XT. Просто металл чуть подешевле, подшипники чуть попроще, но для полупрофессиональной эксплуатации это отличный выбор, который проверен практикой.
Mantis E1 комплектуется педалями Shimano с клипсами, которые предназначены для использования специальной обуви, что позволяет максимально эффективно развивать педальную тягу. Но не обязательно пользоваться спецобувью, так как обратная сторона педалей – обычная. При езде в кроссовках очень неудобно всё время смотреть, как повёрнуты педали, но привыкнуть можно. А можно просто заменить педали, если клипсы не нужны.
И спасибо производителю, что не поскупился на подножку. Я не понимаю людей, которые кладут велосипед на асфальт или прислоняют к бетонному столбу. Здесь есть отличная подножка, она регулируется по длине, выглядит достойно и прекрасно выполняет свою функцию.
В заднем колесе установлен бесколлекторный мотор номинальной мощностью 350 Вт. Он имеет внутренний планетарный редуктор, развивающий на выходе момент до 60 Н·м, что позволяет прокручивать колесо большого диаметра. Редуктор оснащён муфтой свободного хода, чтобы колесо могло свободно вращаться на холостых оборотах. Когда мотор не работает, муфта механически размыкает сцепление с редуктором, поэтому шестерни внутри редуктора не крутятся и не затрудняют вращение колеса. Благодаря этому накат велосипеда никак не ухудшается. И по той же причине у редукторного двигателя рекуперации нет и быть не может.
А питание мотору Mantis E1 обеспечивает литиево-ионная батарея ёмкостью 468 Вт·ч (36 В, 13 А·ч). Она состоит из 10 последовательных сборок по 4 параллельных элемента 18650 (схема 10s4p). При установке на раму батарея присоединяется к компактному контроллеру, управляющему мотор-колесом. Никаких других отдельных электронных модулей на раме велосипеда нет. Замечу, что вся электрика влагоизолирована, дождь ей не страшен.
С левой стороны батареи находится кнопка, по нажатию которой загораются светодиоды, которые показывают степень заряда аккумулятора. Здесь же расположен замок, который фиксирует батарею на раме. Без ключа её нельзя снять. Снятую батарею можно заряжать отдельно от велосипеда, что очень удобно: не нужно нести его в дом.
А с правой стороны под резиновой заглушкой находится механический выключатель питания батареи, гнездо для зарядки, а также USB-порт для питания устройств.
Больше ничего на велосипеде не установлено. Звонка нет (жаль), крыльев нет, фонарей нет. Так что можно купить любое допоборудование.
Комплектное зарядное устройство даёт на выходе ток силой в 2 А. Это значит, что зарядка полностью разряженной батареи может растянуться на 6-7 часов.
А вот за что спасибо – так это за встроенный вентилятор, который охлаждает зарядное устройство при работе. Пусть он создаёт шум, но это гораздо лучше, чем потенциальный перегрев. Потому что абсолютно все другие двухамперные зарядки (это стандарт для ЗУ почти любого электротранспорта) ощутимо греются, и это не радует. Здесь же проблема решена, причём корпус устройства несильно вырос из-за вентилятора.
Будучи полноразмерным спортивным велосипедом, Twitter Mantis E1 занимает много места в машине, и с этим ничего не поделаешь.
Подведём итоги внешнего осмотра. Mantis E1 – красивый и качественный велосипед, с отличным обвесом, где производитель ни на чём не сэкономил. Да, в составе есть и бюджетные компоненты (есть даже копеечные – типа катафотов), однако все основные системы (трансмиссия, тормоза) подобраны удачно, качество на высоком уровне. Те, кто разбирается в велосипедах, это оценит и поймёт, почему эта модель стоит дороже, чем, например, её собрат Mantis E0.
Обзор внешнего вида можно считать законченным, теперь переходим к практическому использованию.
Чем вообще отличается электрический велосипед от обычного? Есть электровелосипеды, которые прямо заточены на то, что без помощи мотора на них ездить крайне неудобно. Иногда на них даже ставят ручку или курок акселератора. В отличие от них, Twitter Mantis – это классический горный велосипед, который абсолютно функционален и при использовании мотора, и только педальной тяги.
Mantis оснащён датчиком педалирования (PAS – pedal assist system), который реагирует на вращение педалей велосипедистом. Когда вы делаете один оборот педального узла, в работу вступает электродвигатель.
У электронного ассистента есть 5 уровней помощи от минимального до максимального. Их можно переключать на пульте кнопками «вверх» и «вниз». Чем выше уровень, тем больше мощности будет давать электромотор.
Здесь надо заметить, что такая система (установленная на 99% электровелосипедов) не является интеллектуальной. Мотор будет работать всегда с одним и тем же усилием вне зависимости от потребностей. Его единственная настройка – это выбранный ездоком уровень помощи. Поэтому при старте с места, когда требуется больше мощности, усилия от мотора будет не хватать. А если покрутить педали на холостом ходу (когда со скоростью и так всё хорошо), велосипед резво прибавит скорости.
Поэтому система с PAS не снимает с велосипедиста его главной функции: думать о том, какую передачу когда включать. Электромотор отлично помогает крутить педали, но он не имеет ни малейшего понятия, как это делать правильно.
Надо понимать, что электродвигатель не даёт велосипеду повышения скорости передвижения. Он работает так, как вы крутите педали. Поэтому расслабленная езда на электровеле с 26-ми колёсами будет протекать с такой же скоростью, как и на безмоторном агрегате – то есть, в районе 30 км/ч (это если не особо напрягаться).
Тем не менее, можно запросто порадовать себя халявной ездой без трудозатрат: достаточно выставить высокий уровень помощи и просто вхолостую вращать педали, не прикладывая к ним усилия. Тогда электродвигатель будет везти вас с достаточной скоростью (у меня спокойно получалось разгоняться до 28 км/ч при нулевом усилии), а вы не будете тратить калории. Причём если в этой ситуации начать помогать мотору, нажимая на педали, скорость существенно не изменится, но понизится токопотребление (это очень наглядно видно в режиме CUR (current, ток) бортового компьютера).
По шоссейной дороге на Mantis путешествовать просто одно удовольствие. Едешь – и не потеешь. Запас хода огромный. Накат у велосипеда замечательный: слегка покрутил педали, и катишь, катишь, катишь. За счёт этого батарея расходуется очень экономно. Я проехал полсотни километров с расходом примерно 1% на 1 км, причём на четвёртом-пятом уровнях помощи. Поэтому вопрос «на сколько км хватает батареи» здесь даже не имеет какого-то смысла: его хватит на столько, сколько вам надо. А кто ездит более 100 км в день, тот и так прекрасно умеет справляться с дорогой без помощи мотора.
В городе всё так же шикарно. Я почти не езжу на велосипедах по тротуару: во-первых, это запрещено ПДД, во-вторых, там просто неудобно. На проезжей части мне очень комфортно, так как я водитель со стажем и хорошо ориентируюсь в потоке. На электровелосипеде гораздо легче составлять конкуренцию автомобилям: да, догнать их нереально, но и выбиваться из сил чтобы поддерживать скорость, уже не нужно. Я считаю, что Mantis – вообще не для тротуаров, там ему просто тесно.
Ах да, забыл упомянуть, что мне безумно понравилось поведение амортизационной вилки: заезжаешь на бордюры и не замечаешь этого! Ну то есть как, не замечаешь передом, хотя чувствуешь задом.
Правда, не совсем понятно, зачем нужны 33 скорости в городе? Мне, если честно, было почти достаточно одной, 33-й. Иногда переходил чуть пониже, но при наличии мотора такой широкий диапазон, в принципе, не актуален.
Но по асфальту можно и на самокате кататься, а что же на природе?
Вот и ответ про 33 скорости. По грунтовым дорогам, оврагам и пересечённой местности на повышенной передаче ехать уже невозможно. Вот здесь уже понимаешь, для чего велосипед оборудован переключателями скоростей. Shimano SLX работают очень чётко, переключаются быстро и у меня не было проблем ни в какой комбинации передач: ни разу не случилось такого, чтобы цепь застряла на предыдущей звёздочке. Эх, если бы ещё втулку планетарную, чтобы можно было переключать передачи даже в неподвижном состоянии, цены бы велику не было, но я понимаю, что мои запросы попахивают нахальством.
Электромотор позволяет Twitter Mantis E1 без напряга ехать практически по любому покрытию. В песок я не залезал (не нашёл), однако ни грязь, ни гравийная крошка почти никак не затруднили движение.
По корням и неровностям лесных троп велосипед движется так, как и полагается горному велу – он съедает неровности своей передней частью, ну а задняя… что ж, в совсем плохих условиях можно ведь и привстать на педалях, правда?
В общем, напугать горный вел грунтовой дорогой невозможно.
За выходные я накатался на Twitter Mantis E1 всласть, и только и думал, куда же ещё на нём поехать. Причём гораздо больше мне понравилось ездить по природе и пустым дорогам. Это очень легко, так как едешь практически полностью расслабившись. Для отдыха электровелосипед – самое то что надо. Ну, а если вы, как и я, любите электротранспорт и покатушки – добро пожаловать в Электро.Клуб – самое душевное место для всех поклонников электросамокатов, велосипедов и моноколёс :).
Теперь о цене велосипеда. Её можно посмотреть на официальной странице Twitter Mantis E1. И понять, что этот велосипед предназначен для тех, кто реально понимает, что они покупают. Для случайных людей, далёких от велосипедной тематики, но желающих просто ездить при помощи электротяги он вряд ли будет оптимальным выбором, так как можно купить дешевле и функционально не сильно хуже. С другой стороны, при наличии свободных денег всегда лучше покупать вариант покачественнее. Лично мой вердикт: велосипед отличный – вот просто не к чему по большому счёту придраться – но я бы себе искал что-то более бюджетное. Например, тот же Mantis E0 на 50 тысяч рублей дешевле, а по сути отличия не принципиальные.
Спасибо всем, кто дочитал обзор до конца. Пишите, задавайте вопросы, с удовольствием на них отвечу.
Внимание! Сюрприз! Для моих читателей компания МакЦентр даёт 10%-ю скидку на любые электровелосипеды Twitter! Вы можете указать скидочный код scooter777 при оформлении заказа в интернет-магазине, либо назвать его менеджеру при покупке в розницу.