Электровелосипеды - сравнительно редкий зверь на наших дорогах, тем более что многие из них на первый взгляд выглядят почти неотличимо от своих чисто механических собратьев. Опознать обладателя электрического железного коня можно по характерному жужжанию, которое издает работающий электромотор, а если присмотреться, то можно заметить и характерные массивные блоки аккумуляторной батареи, совершенно не похожие ни на один элемент обычного велосипеда. При этом надо помнить, что с точки зрения российского законодательства, многие электровелосипеды являются вовсе не велосипедами, а мопедами с электродвигателем, поскольку имеют мотор мощностью свыше 0,25 кВт. Именно к таковым следует относить и Twitter Mantis-E1, поскольку он комплектуется электродвигателем с номинальной мощностью 350 Вт. Так что, двигаясь по дорогам общего пользования, следует о этом помнить, дабы не оказаться в неудобном положении. Как быть с требованием иметь права категории М, а также можно ли на таком электровелосипеде, а точнее, мопеде, кататься по паркам - вопрос интересный, но не для нашего обзора. В нем я буду рассматривать Mantis-E1 именно как велосипед, а не мопед, потому что возможность полного электродвижения в нем хотя и присутствует, но не является основным или даже удобным алгоритмом эксплуатации.
Для начала давайте разбираться, откуда есть пошли велосипеды с названием, подозрительно напоминающим одну небезызвестную соцсеть. В России они продаются через единственного официального дилера компанию «МакЦентр» с этого года. В Китае же бренд Twitter известен с 2012 года, а производителем выступает фирма Shenzhen First Technology Co. Ей же принадлежит и другой бренд - Retrospec, продукция которого составляет большую часть обвеса велосипедов Twitter. Собственно, из известных велобрендов в комплектующих Twitter Mantis-E1 наблюдаются еще Shimano (переключатели, тормоза и педали) и Maxxis (велопокрышки). Все остальное - либо Retrospec, либо иные китайские ноунейм-бренды, так что заявление об обвесе Shimano из рекламных материалов справедливо лишь отчасти. В то же время, Mantis-E1 является вершиной линейки хардтейлов с алюминиевой рамой - выше только модели с карбоновой рамой да двухподвес AM26 E1. При этом это одновременно топовая кросс-кантрийная модель, поскольку серия TW-E9 является скорее прогулочной. Впрочем, сразу скажу, что ни о каком спортивном кросс-кантри в случае с Mantis-E1 речи не идет, и вовсе не по причине того, что в инструкции написано, что его нельзя использовать на спортивных соревнованиях. Особенности развесовки электровелосипеда таковы, что сравнивать его поведение на пересеченной местности с обычным не приходится. И еще один интересный момент. Во всех материалах модель называется Mantis-E1, но такой надписи на самом велосипеде вы нигде не найдете, на раме присутствует логотип сообщающий, что это Mantis 2.0. Впрочем, мелких расхождений между рекламными материалами и фактической поставкой довольно много, но они ни на что не влияют.
Велосипед Twitter Mantis-E1 выпускается в двух вариантах - с рамой 15,5 дюйма и 17-дюймовой рамой. На обзор я просил 17-дюймовый вариант, поскольку с ростом 189 см даже она заочно казалась маловатой. Однако, пересев с L-размера (20”) GT, я не испытывал большого дискомфорта или неудобства даже в длительных поездках. Подошел такой размер и жене, несмотря на 20 сантиметров разницы в росте, но она и всегда катает на 17-дюймовом. В общем, такое вот довольно универсальное решение для велосипеда с 26-дюймовыми колесами. Да, стоит отметить, что, несмотря на засилье 27,5- и 29-дюймовых моделей на рынке, электровелосипеды в силу своих особенностей по-прежнему чаще встречаются с колесами меньшего диаметра.
На выбор покупателя любая ростовка может идти в трех вариантах окраса - черно-красном, черно-желтом и черно-сером. На обзоре, как уже вы заметили, был черно-красный вариант. Два других отличаются от него цветами вставок. А вот яркая, переливающаяся серебристая огромная надпись TWITTER на нижней трубе рамы всегда остается одинаковой. На мой вкус выглядит не очень, уж точно не подходит велосипеду из топа, но китайские представления о красоте диктуют нам облик модели.
Сама рама выполнена из алюминия 6061, что является стандартом для большинства велосипедов. Нестандартным является решение использовать так называемую бесшовную сварку. Стакан, подседельная труба, перья и ряд других деталей соединены таким образом, что после покраски кажется, что рама является цельнолитой. Однако на самом деле это не так, швы есть, просто они еще до покраски были обработаны таким образом, что стали практически невидимыми. При этом полностью избавиться от привычных швов не удалось. Автоматическая сварка присутствует в районе каретки, задней оси и перемычки между перьями. Причины такого сочетания мне не совсем понятны, но на эстетику никак не влияют.
Все тросики и провода, идущие от руля к переключателям и заднему тормозу, уходят внутрь рамы, через вырезы, прикрываемые пластиковыми заглушками. Разумеется, при этом герметичности нет, но для электровелосипеда вода вообще злейший враг, так что проблема удаления влаги из рамы не самая актуальная. Сверху на нижней трубе рамы крепится аккумулятор с блоком подключения. Сам блок управления расположен в корпусе батареи, так что при снятии на раме останутся только разъем и салазки, что максимально облегчит велосипед. С аккумулятором и минимальным обвесом в комплекте велосипед весит 17,9 кг. Для хардтейла выского уровня это много, но для электровелосипеда показатель более чем хороший.
Отдельно упомяну хорошо видимую на фотографиях самодельную защиту пера, доставшуюся мне после одного из предыдущих обзорщиков. Первым позывом было размотать этот ужас, но вторая мудрая мысль говорила: «Не ты мотал, не тебе разматывать. Вначале посмотри». И действительно, защита пера является совершенно необходимой, поскольку длинная цепь (а короткой она при 33 скоростях быть не может), спущенная на меньшие звездочки, радостно брякает о раму. Вывод - или успокоитель на кассету, или защита пера. Ну или цепь будет не только «радовать» вас звуком при наезде на любое препятствие, но и довольно быстро обдерет краску и примется за сам алюминий.
На весьма недешевом велосипеде, каковым является Mantis-E1, было бы ожидаемо увидеть вилку Suntour XC-серии как минимум, а то и RockShox, но в комплектации присутствует безымянная модель от Retrospec. Алюминиевые штаны и стальные ноги скрывают под собой воздушно-масляный демпфер, а на правой стороне располагается механический механизм блокировки, позволяющий выбрать допустимое усилие на сжатие. Блокировка возможна полная, вилку при этом не пробить, даже ходом атакуя бордюр. В максимально свободном положении ход вилки составляет 100 мм, сжимается она легко, так что проблем тут возникать не должно. У меня получилось провести прямое сравнение с Suntour XCM с таким же 100 мм ходом и Suntour XCR с ходом 120 мм. По ощущениям, модель от Retrospec находится где-то между ними. XCR однозначно ей проигрывает по всем параметрам, несмотря на больший ход, а XCM лучше ведет себя за пределами асфальта, особенно если речь идет о каменистом грунте или многочисленных сильно торчащих корнях. При этом довольно неожиданно механизм блокировки от Retrospec оказался более удобным и четким, чем на моделях Suntour. Довольно неплохой результат.
Руль также является изделием бренда Retrospec. И это тоже элемент, который говорит нам о том, что не зря написано о невозможности использовать Mantis-E1 в соревнованиях. Руль широкий и выполнен из алюминиевого сплава, но при этом в районе крепления он увеличенной до 31,8 мм толщины, подобно моделям для AM и DH. Большая ширина улучшает рулежку на асфальте, дает достаточный простор для размещения всего необходимого и при этом позволяет сэкономить вес. Грипсы гладкие из искусственной кожи, не эргономичные. По мне так это не плюс и не минус. Качество изготовления высокое, материал хороший - ладонь ни в перчатке, ни без оной не скользит. При необходимости можно заменить на любую другую по вкусу. Вынос также Retrospec без каких-либо указаний на модель и характеристики, упоминаний которых нет нигде и в Интернете или мануалах. Выглядит все аккуратно и хорошо, да и желания проверять способность противостоять экстремальным нагрузкам велосипед не вызывает.
Как уже было сказано, Twitter Mantis-E1 относится к велосипедам с 26-дюймовыми колесами. Обода изготавливаются все тем же брендом Retrospec, модель RT R30 со стальными спицами, вставляемыми через пистон. Вот тут как раз экономить на весе не стали, что хорошо, потому что нагрузки на обод в городе или на дороге вполне могут оказаться довольно большими. Втулка переднего колеса - снова безымянный Retrospec, а в заднем колесе отсутствует по причине расположения на ее месте электромотора. Резина - так называемая универсальная Maxxis Pace размерности 26 х 1,95 (50-559) с кевларовым кордом. На фотографиях хорошо видно, насколько эта резина подходит для езды по грязи - даже просто мокрый песок неохотно прощается с ней. Но на асфальте показатели весьма хорошие - боковой протектор в меру развит, так что можно и поскакать по бордюрам. Мелкие зубцы обеспечивают отсутствие шумов и вибраций, характерных для более «злой» резины. Накат предсказуемо уступает полусликам, которые, на мой взгляд, этому велосипеду подошли бы больше. Стоит отметить, что в рекламных материалах встречаются фотографии Mantis-E1 и на резине от Kenda, которая традиционно несколько жестче моделей от Maxxis, но обеспечивает более длительный срок эксплуатации, особенно на асфальте.
И теперь наконец добираемся до обвеса от Shimano. Да, тормоза здесь серии SLX модель BR-M7000. Это дисковая гидравлическая система, работающая на минеральном масле, что имеет ряд преимуществ при длительной эксплуатации. За счет использования гидравлики не требуется постоянно регулировать тормоза по мере износа колодок, а минеральное масло не боится влаги и не требует такой частой профилактики, как тормозная жидкость. Диски 160 мм спереди и сзади. Настроить вы их можете с высокой точностью сообразно своим собственным представлениям, в том числе и подрегулировать непосредственно во время поездки. Впрочем, имя Shimano говорит само за себя.
Манетки также Shimano и тоже серии SLX. Это минимальный уровень для 33-скоростных трансмиссий, но производитель их все равно позиционирует как полупрофессиональные, поскольку иного уровня для 11 звезд просто не предполагается. Передняя звезда 22-32-44T, каретка Retrospec полая. Сзади кассета SUGEK-11S (11-36T). Переключатели в обоих случаях Shimano SLX. Цепь, соответственно, 33-скоростная, тонкая, с замком YBN-11S. Как уже говорилось, длина цепи в определенных случаях оказывается излишней, так что, возможно, стоит поэкспериментировать и с уменьшением числа ее звеньев, запас для этого есть. Я не буду ничего говорить о качестве работы трансмиссии, поскольку мне оно показалось превосходным, но мне до того и не доводилось эксплуатировать велосипеды с таким уровнем трансмиссии, отчего по ощущениям разница с Deore XT оказывается совсем не очевидной.
Шатуны фирменные Retrospec, а вот педали неожиданно Shimano SPD. То есть не просто высокий уровень, а профессиональные с клипсами, рассчитанные на специальную велообувь, позволяющую реализовывать крутящий момент от приложения усилия во время всего оборота. К счастью, в комплект входит пластиковая площадка-переходник, позволяющая без дискомфорта крутить педали и в обычных кроссовках. Но если у вас нет желания переходить на специальную велообувь, то вам, скорее всего, потребуется эти замечательные педали снять. Дело в том, что из-за разницы в массе между контактной площадкой и плоской под ногу все время лезет клипса, отчего в процессе езды вам требуется следить и при необходимости проворачивать педаль вокруг ее оси, чтобы опереться с комфортом.
У любителей езды на велосипеде существуют очень разные представления о том, что именно нужно для комфортной езды на велосипеде, поэтому не приходится удивляться даже таким странностям, как амортизационное седло на двухподвесе. В отношении минимальной комплектации обвеса для комфорта Mantis-E1 представляет из себя разумный компромисс. В комплекте нет фары и фонаря, крыльев, багажника и держателя для поилки. В наличии катафоты на руль, на подседельный штырь и в спицы, седло (было бы странно, если бы не) и откидная подножка. Из всего, чего нет, не получится установить только держатель для поилки. Его традиционное место занято аккумулятором. Располагать его на верхней трубе рамы также не стали, дабы не случилось такой неприятности, как пролив воды на литиевую батарею. Места в раме хватит для небольшой сумки под верхнюю трубу, но я бы все же не рекомендовал и таким образом приближать воду к аккумулятору.
Подножка наличествует, и для кого-то это плюс, хотя по мне так просто лишний собиратель грязи. Отсутствие фары и фонаря не является критичным, для передней на руле оставлено достаточно места, хотя лучшее (над выносом) занято велокомпьютером. Седло спортивного типа, но очень мягкое и большое для своего класса, так что езда по асфальту будет комфортной даже для тех, кто не привык по любому поводу вставать на педали. Обтянуто оно искусственной кожей с тиснением фирменного логотип Retrospec. Наличествует регулировка по углу наклона, а подседельный штырь может быть отрегулирован в пределах 150 мм. Производитель нанес разметку, которая позволяет ориентироваться в случае, если вы зачем-то меняете его высоту.
В заднем колесе расположился бесщёточный электродвигатель BJORANGE. Его номинальная мощность - 350 Вт, напряжение - 36 В, а максимальный крутящий момент - 60 Н·м. Это весьма неплохие характеристики с учетом габаритов и веса. Минус бесколлекторного мотора, невозможность интеграции системы рекуперации энергии, полностью компенсируется в случае велосипеда возможностью полностью отсоединить его от оси колеса. Таким образом, если вы выключили систему помощи или вообще сняли аккумулятор для облегчения жизни, то у вас получается обычный кросс-кантрийный хардтейл. Точнее, нечто очень близкое к нему, поскольку вес электродвигателя остается прямо на оси заднего колеса. Это не мешает крутить педали, поскольку вы не тратите сил не преодоление сопротивления ротора, но все же дает ощутимую массу, да и втулка обычного велосипеда будет лучше, чем такая система. Так что сказать, что вы совсем ничего не будете чувствовать, выключив мотор, нельзя. Но, собственно, не затем покупают электровелосипед, чтобы снять с него аккумулятор и отключить систему помощи. Напротив, этим следует пользоваться.
Для Twitter Mantis-E1 предусмотрено пять уровней помощи в кручении педалей и «режим пешехода». Усилие от двигателя передается напрямую на колесо, так что потерь здесь нет, и все 60 Нм силы идут на помощь вашим ногам. Включается система, только когда вы вращаете педали, причем для подключения системы поддержки требуется совершить от половины до полного оборота, только потом система включится. Альтернативный вариант - использовать систему «пешего режима». В этом случае двигатель будет работать постоянно, и вы можете уже совершенно не работать ногами.
Штатный аккумулятор Twitter Mantis-E1 хоть и несет наклейку о производстве Shenzhen First Technology Co, но в своей основе является сборкой по схеме 10s4p элементов 18650 производства LG. Номинальная емкость - 468 Втч при напряжении в 36 В (13 Ач). Фактически аккумулятор заряжается до 42 вольт, при этом его контроллер заряда все величины до 39 вольт считает 100% зарядом. 0% заряда контроллер показывает при достижении напряжения в 30 вольт. Отдаваемый ток у него варьируется в очень широких пределах и зависит от показателя скорости и выставленных ограничений на нее. Такие особенности приводят к тому, что показываемые на дисплее велокомпьютера сведения являются лишь приблизительными. Первые 20-30% заряда вы отследить не сможете как бы ни старались, поскольку компьютер просто не сможет их адекватно показать из-за уже упомянутой настройки замеров напряжения. Впрочем, это не является проблемой, если только вы не собираетесь совершать велопоходы на дистанции свыше 100 км - во всех остальных случаях запаса энергии хватит с лихвой.
На корпусе аккумуляторного блока на правом верхнем ребре имеется кнопка проверки уровня заряда без включения велокомпьютера. Рядом с ней - четыре индикатора (красный, желтый и два зеленых), которые призваны информировать о текущем состоянии. Включить на постоянной основе эту индикацию невозможно, работает она лишь при нажатой кнопке. Ниже на той же стороне находится противоугонный замок, не позволяющий снять аккумулятор, не имея ключа. Важно отметить, что ключ не блокирует электродвигатель, так что в качестве средства защиты самого велосипеда от угона эта опция полностью бесполезна.
На противоположной грани расположилась треугольная резиновая заглушка, под которой скрываются разъем для подключения зарядного устройства, USB-разъем и кнопка включения. Последняя требуется для подключения всей системы питания, кроме велокомпьютера, который включается отдельно.
Зарядное устройство в комплекте питается от стандартной сети 220 В и выдает постоянный ток в 42 В и 2 А. Последнее - не самый лучший показатель для зарядки аккумулятора большой емкости. Инструкция говорит о том, что на заряд батареи потребуется не менее 6 часов, но лучше подождать еще полчаса после включения зеленого индикатора, чтобы контроллер аккумулятора произвел калибровку элементов сообразно текущему состоянию. В итоге следует рассчитывать как минимум на 7 часов зарядки в случае, если аккумулятор был разряжен полностью. Однако это будет редкий случай в повседневной эксплуатации. Но может потребоваться после длительного хранения или дальнего похода.
Велосипед Twitter Mantis-E1 идет в комплекте с фирменным велокомпьютером Twitter S830. Он состоит из двух частей - основного блока с LCD-экраном с индикацией режимов и настройки и блока управления из трех клавиш, который размещается на руле. При желании этот блок может быть расположен под правую или левую руку, а вот основной - только прямо по центру над местом крепления выноса. Размер экрана составляет 40 мм по ширине и около 80 мм по высоте. Это монохромная панель со встроенной подсветкой белолунного цвета, которая имеет две градации интенсивности. Экран не слепнет на солнце, не бликует, не слепит ночью, так что здесь по всем параметрам все хорошо.
Компьютер может показывать:
Все управление осуществляется с клавиатурного блока, и оно интуитивно понятно, кроме пары моментов. Кнопка «М» включает компьютер и переключает режимы отображения. Кнопка «вперед» переключает уровень помощи вверх, а длительным нажатием включает подсветку экрана. Кнопка «Назад» переключает уровень помощи вниз, а длительным нажатием активирует «пешеходный режим». Для перехода в режим настройки нужно одновременно зажать кнопки «Вперед» и «Назад». В настройках вы можете выставить:
Как видно, не все настройки имеют практический смысл (модель рассчитана на несколько моделей велосипедов с различными двигателями), или требуют частого обращения к ним. Кроме того, стоит отметить, что какие бы вы ни выбрали ограничения по скорости и параметрам тока, система поддержки не будет работать на скоростях свыше 35 км/ч. Также не стоит полагать, что ограничение скорости не даст вам разогнаться - вы вполне сможете превозмочь двигатель, но для этого потребуется большое усилие и можно повредить электромотор. В то же время «пеший режим» - это не обязательно указанные в мануале 6 км/ч. Мне удалось добиться скорости в 16-17 км/ч на прямой, но понятное дело, что чем выше скорость, тем быстрее сядет аккумулятор.
А теперь, собственно, поговорим о том, чем электровелосипед лучше обычного. Или, наоборот, хуже. Стихия Mantis-E1 - дальняя прямая дорога с умеренно крутыми подъемами. Желательно ровная или хотя бы не слишком разбитая. Ни о каком кросс-кантри речь не идет. Да, система помощи будет исправно помогать вам ехать быстрее, но на этом все преимущества закончатся. И дело вовсе не в резине, которая для кросс-кантри не годится, ее-то вы заменить сможете. А вот убрать лишний вес с задней части своего хардтейла - нет. Прыгать на нем не получится или получится, но с приложением куда большего усилия, чем привычное, следовательно, атака всех неровностей будет гораздо жестче. И не спасет тут более мягкое седло, потому что весь лишний вес будет изрядно отдаваться вам в ноги. И даже выставленная на самый максимально мягкий ход вилка все равно оказывается жесткой на любой гребенке, даже если это просто идущие в параллель корни деревьев. В общем, проехать через парк или по разбитой грунтовке несколько километров - это максимум внедорожных возможностей Mantis-E1.
По-настоящему он раскроется в велопоходе. Здесь важно понимать, что первые десятки километров на дороге он будет вести себя как обычный велосипед. Да, задняя ось будет чуть жестче обычного реагировать на выбоины в асфальте или ямы на грунтовке, но, во-первых, у вас мягче обычного и седло, а, во-вторых, их не так много, можно и привставать. И эти неудобства полностью окупятся, когда на каком-нибудь 101-м километре вам встретится подъем. Не сильный, но изнуряющий на протяжении километров. Именно в этот момент вам пригодятся дополнительные ватты мощности, чтобы успешно крутить педали. Еще больше возможности по помощи оценят люди, которым приходится кататься с более сильными и опытными попутчиками. То, что раньше было для одних ездой вполсилы, а для других - изматывающим без остатка, уравняется.
Отдельно упомяну о таком моменте, как езда на электровелосипеде по крутым подъемам. Самое удобное в длительной поездке на Mantis-E1 - это вообще забыть про большую часть передач. 3-10 или 3-11 - это самые ходовые на асфальте. На грунтовке мне больше подошли передачи с использованием средней звездочки на передней системе, а жена вообще к третьей не обращалась. Это зависит от личных предпочтений и средней скорости поездки. Ситуация меняется, как только вы попадаете на крутой подъем. В этом случае система помощи оказывается либо бесполезной, либо вредной. Если вы совсем остановились, то ее нужно отключить и стартовать, как если бы ее вообще не было, а включать лишь когда вы уже уверенно и равномерно двигаетесь. Да и в принципе, попали на пересеченную местность - отключайте поддержку, Shimano SLX позволит вам гораздо точнее и эффективнее использовать вашу собственную силу, нежели разобраться с тем, когда и по какому случаю система поддержки решает вас действительно поддержать.
Нельзя не отметить и «пешеходный режим». Я не могу представить сценарий, когда бы он понадобился, если только не предположить, что случилась какая-то травма ноги, которая позволяет сидеть на велосипеде, но не позволяет крутить педали. В этом случае вы сможете проехать, причем не такое уж и малое расстояние. У меня вышло порядка 5 км в таком режиме с потерей примерно 1% заряда на один километр. Понятно, что дальше разряд пошел бы интенсивнее, но дальность все равно впечатляющая. Минус в том, что вам нужно держать кнопку нажатой, чтобы велосипед ехал, так что на неровной дороге с этим могут возникнуть проблемы, особенно если вы выставили «пешеходный режим» с совсем не пешеходной скоростью.
Подводя итог обзора электровелосипеда Twitter Mantis-E1, нельзя не сказать о его стоимости. Без этого параметра оценить модель не представляется возможным. 120 тысяч рублей - столько вам потребуется выложить за электрического железного коня. По меркам данного рынка - результат средний. Но далеко не минимальный. С учетом установленного на велосипеде обвеса - цена вполне оправдана, желать больше именитых брендов в деталях не приходится. Если же вы попробуете сэкономить, то следует понимать, что младшая модель Mantis-E0 стоит на 50 тысяч дешевле, но уровень обвеса снизится до начального Altus/Alivio, хотя двигатель останется таким же. И расплата будет не в каком-то радикальном ухудшении характеристик как электровелосипеда, а в необходимости постоянно что-то регулировать, подкручивать и т.д. И вот в таком варианте 70 тысяч рублей лучше потратить либо на изначально более высокий уровень обвеса, либо вовсе собирать велосипед самостоятельно, подбирая детали по своему вкусу. Что же касается возможности купить за 120 тысяч велосипед без электродвигателя, то очевидно, как механическое средство передвижения он выиграет у Mantis-E1. Но на нем уже не будет возможности прокатиться на полсотни километров в прогулочном режиме, чтобы не вспотеть. Поэтому для себя я отметил три следующих фактора:
Теперь давайте посмотрим, соответствует ли этим пунктам Twitter Mantis-E1. В горы, грязь и прочие дебри он не ходок. За ту же сумму там будут рулить совсем другие модели, а электродвигатель не даст никакого выигрыша. Для поездки в офис или прогулки он подходит, но обладает излишними возможностями, которые могут оправдаться только лишь в случае, если вы совсем не хотите возиться с каким-то настройками. А вот в дальней поездке у него только один минус. Длительное время зарядки в многодневном походе может составить определенную трудность.
Что же до 120 тысяч рублей, то в течение ближайшего месяца для читателей Mobile-review на модель Mantis-E1 с рамами 15,5 и 17 дюймов в магазине МакЦентр будет скидка по промо-коду MantisMR.