Какие бывают электровелосипеды (групповой обзор в двух частях пяти моделей двух производителей), часть 1


  • Источник: habr.com
  • Автор: МакЦентр, 5.07.2019
  • Опубликовано с разрешения автора

Наиболее популярные сейчас виды личного электротранспорта – электросамокаты и электровелосипеды.

Преимущество электросамокатов – компактность, но у них есть и одно очень жесткое ограничение: согласно правилам дорожного движения (ПДД) они приравниваются к пешеходам и имеют право ездить только по тротуарам.

В связи с этим они очень хороши для неспешных поездок на короткие дистанции; а на дальних расстояниях значительно уступают электровелосипедам, которые передвигаются быстрее за счёт возможности передвигаться по автодорогам (за исключением тех, где это запрещено).

В этой статье (в двух частях) будут кратко описаны и приведены результаты тестов пяти моделей электровелосипедов двух производителей. Конечно, они не охватывают всё разнообразие существующих моделей электровелосипедов, но наиболее «типичные случаи» хорошо представляют. Это поможет сориентироваться будущему владельцу электровелосипеда в возможных вариантах и осознать, какой же именно велосипед ему подойдёт.


В числе обозреваемых – две модели, у которых электромотор служит средством помощи и включается только при условии вращения педалей велосипедистом; и три модели, у которых мотор может работать полностью в автономе. Условно назовём первую группу «для неленивых», а вторую группу – «для ленивых».

Начнём с первой группы (это и будет первая часть обзора). Здесь будут рассмотрены две модели: Twitter Mantis-E1 и Twitter TW-E9L.

Электровелосипед Twitter Mantis-E1


Модель производится в Шеньчжене, центре китайской электронной промышленности, и к социальной сети Twitter никакого отношения не имеет.

Даже можно сказать, что зря они так назвали свою продукцию: по слову Twitter найти в интернете социальную сеть значительно легче, чем производителя велосипедов. Но на ходовых качествах велосипеда это никак не сказывается.

Модель представляет собой мощный (350 Вт) электровелосипед с «классической» конструкцией, включающей мотор-колесо и аккумуляторный блок.

Слово «мощный» употреблено не случайно: согласно ПДД, эта модель является уже не электровелосипедом, а электромопедом; поскольку электровелосипедами считаются устройства с мощностью только до 250 Вт. Но внешне модель от велосипедов ничем не отличается, поэтому в обзоре всё-таки будет именоваться электровелосипедом.

Посмотрим на него в общем виде (справа и слева):




Перед дальнейшим повествованием ознакомимся с основными техническими параметрами электровелосипеда:

Колёса – 26", двойной пистонированный обод
Масса велосипеда – 17.9 кг
Рама – алюминий, 15.5" /17"
Вилка – алюминиево-магниевый сплав, демпфер со ступенчатой регулировкой компрессии (6 уровней + «закрыто»)
Переключатели передач – Shimano SLX, 33 скорости, (11 * 3)
Тормоза – дисковые гидравлические, Shimano SLX
Шины – MAXXIS-PACE, 26" × 1.95"
Режимы использования – режим помощи и педальный режим (режима движения только силой мотора нет)

Параметры электропривода:

Количество уровней режима помощи – 5
Аккумулятор – съёмный, 36 Вольт, 13 Ампер-часов
Мотор – заднее мотор-колесо, бесщеточный, 350 Вт
Максимальная скорость – 35 км/ч
Пробег на одной зарядке – до 120 км (в режиме помощи)
Приборная панель – ЖК-дисплей

Полностью все параметры – на официальной странице спецификаций велосипеда.

Цена велосипеда – 119990 рублей, но отдельные продавцы продают на 5 тыс. дороже.

Посмотрим на центральную часть велосипеда с седлом:


Сначала посмотрим на перекрестие деталей рамы под седлом. Обратите внимание на их плавное соединение.

Производитель называет такое соединение «бесшовной сваркой». На самом деле там сварка – самая обычная, но швы сглажены и заполированы, что придаёт электровелосипеду красивый современный вид.

Седло – умеренно жесткое, близкое к спортивному. Для некоторых владельцев потребуется привыкание, но замены не потребуется.

Аккумуляторный блок имеет крышечку, за которой находятся разъёмы и выключатель:


Разъём USB предназначен для подзарядки мобильных устройств от этого блока на привалах; а круглый разъём – для зарядки самого аккумуляторного блока.

Благодаря тому, что аккумуляторный блок – съёмный, его можно заряжать отдельно от велосипеда (в некоторых случаях может быть удобно).

На руль электровелосипеда посмотрим в трёх ракурсах: правая сторона, левая, и центр:






Особенностей на обвеске руля – две.

Во-первых, на левой стороне — маленький пульт управления электрикой велосипеда из трёх кнопок.

Их достаточно, чтобы управлять всеми режимами, а также включать и выключать велосипед.

Вторая особенность – монитор в центре руля. Он обладает большим экраном с хорошей различимостью изображения при любом освещении (ночью можно включить подсветку).

Монитор постоянно отображает скорость и заряд аккумулятора, а также возможно отображение дальности текущей поездки, её длительности, одометра (общий пробег велосипеда), и даже таких «тонкостей», как ток и напряжение аккумулятора.

Переднее колесо – в общем-то, обычное. Покрышки – умеренно-широкие (1.95 дюйма), универсальные (подходят для асфальта плюс не слишком «тяжелые» грунты).

Обратим внимание на вилку и её демпфер:


Ход вилки – 110 мм, в качестве демпфера использован популярный «ABS+».
Это — воздушно-масляный демпфер. Воздух выполняет роль пружины, а масло гасит колебания.
Демпфер имеет 6 положений настройки демпфирования плюс положение «закрыто» (для хороших дорог).

Заднее колесо у велосипеда сделано в виде мотор-колеса. Сам мотор – довольно малогабаритный для своей мощности, и по диаметру не выходит за габариты звездочек:


Все тормоза и переключатели скоростей – очень хорошего уровня, Shimano SLX. Кстати, тормоза — гидравлические.

И, наконец, педали. Педали здесь – комбинированные, могут использоваться как «контактные» педали (жестко сцепляются с обувью), так и как обычные «топталки»:




Подводя итоги анализа конструкции, можно сделать вывод, откуда у этого электровелосипеда столь высокая цена (напомню, 119990 рублей).

Цена получилась такой не только и не столько из-за наличия мощного электропривода и ёмкого аккумулятора, но и из-за «продвинутых» механических велосипедных комплектующих (которые тоже стоят немало). Ну и, конечно, пошлины, налоги, прибыль торгующих и транспортных организаций тоже в цену вошли.

Ходовые качества велосипеда Twitter Mantis-E1

Мотор этого электровелосипеда включается и работает только в режиме помощи (когда велосипедист крутит педали). Или, точнее – взаимопомощи, так как нельзя точно сказать, кто кому помогает – мотор велосипедисту или наоборот.

Причем вращение педалей в «ленивом» стиле (вдогонку к ходу велосипеда, с нулевым давлением на педали) здесь не «прокатит» во всех смыслах слова. Давление на педали должно быть обязательно, хотя бы небольшое. Халява не пройдёт!

Соответственно, для совсем «ленивых» пользователей такой велосипед будет не подходящим.

С помощью пульта управления из 3-х кнопок и монитора велосипедист может назначить один из пяти уровней помощи. Работают эти уровни достаточно логично, и чем больше уровень, тем больше мотор будет помогать ездоку.

Надо отметить непростой алгоритм работы велосипеда; он имеет несколько особенностей.

Поскольку мотор – мощный, то, чтобы велосипед на старте не уехал из-под ездока, в алгоритме внедрено плавное ускорение велосипеда. При поездке по ровной местности эта часть алгоритма даже не ощущается, настолько естественно она выполнена.

Но при заезде в гору при неправильном поведении ездока плавное ускорение может сыграть с ездоком недобрую шутку. Стоит только ездоку при въезде в гору хотя бы на секунду прекратить вращение педалей, как велосипед снова переключается в режим плавного разгона.

А разгоняться в гору – это далеко не то «удовольствие», о котором мечтают велосипедисты! Тем более, что в момент разгона мотор ещё далёк от полной мощности, и основное усилие должен будет приложить сам велосипедист.

Следующая особенность – снижение мощности мотора при приближении к предельной скорости, указанной производителем (35 км/ч).

Снижение начинается немного раньше этой величины (примерно на уровне 31-33 км/ч), причем снижение происходит постепенно и сначала незаметно для пользователя. На скорости 35 км/ч снижение уже значительное; а на скорости 37-38 км/ч мощность на мотор вообще не подаётся.

То есть, если Вы захотите разогнаться выше 37 км/ч, то сможете это сделать только «своими силами», мотор Вам помогать не будет. Это – не есть плохо, это – забота производителя о технике безопасности.

И, наконец, проверка дальности хода на одной зарядке (производителем заявлено 120 км).

Из-за очень большой дальности проверить эту величину за один раз не удалось.

В режиме комфортной поездки (в основном, 3-ий уровень помощи, с корректировкой до 4-5 при езде в гору) за первый день удалось проехать 103 км. При этом свой собственный вклад в «энергетику» поездки я оцениваю примерно в ⅓.

Поскольку в аккумуляторе ещё осталось 36% заряда, то пришлось на следующий день «докручивать» этот остаток заряда, и его хватило ещё на 24 км.

Кстати, в этих поездках выявился и недостаток: нелинейный график показаний расхода аккумулятора. Сначала монитор долгое время в начале поездки показывал 100% заряда (свыше 20 км пути), и только потом стал показывать разряд. То есть, имеет место завышение показаний (мысленно нужно их уменьшать).

Выводы по электровелосипеду Twitter Mantis-E1

1. Электровелосипед имеет отличную собственно велосипедную механику, рассчитанную на пользователей, склонных приложить некоторые реальные усилия во время катания.

2. Велосипед имеет мощный мотор и очень высокую дальность хода на одной зарядке. В связи с этим рекомендуется использовать его для протяженных поездок с хорошей скоростью; а для простых поездок по паркам возможности велосипеда окажутся завышенными.

Следующая модель первой части обзора:

Электровелосипед Twitter TW-E9L



Эта модель – самая дорогая из числа обозреваемых в этой статье: целых 144 тысячи российских рублей! Как сказал бы Жванецкий: «Объясните, за что?!»

Как и в модели Twitter Mantis-E1, основная часть цены падает не на электропривод и сопутствующую «обвязку», а на недешевые велосипедные комплектующие; а из них самый дорогой компонент – карбоновая рама.

Карбоновая рама выполняет одновременно две функции: во-первых, она позволяет несколько облегчить конструкцию; во-вторых, она придаёт велосипеду очень эстетичный вид. Последнее получается «автоматически», поскольку все части рамы делаются в одном цикле и одни элементы рамы плавно переходят в другие (без сварки, болтовых соединений и т.п.).

Дополнительную эстетику велосипеду придаёт отсутствие отдельного аккумуляторного блока: аккумулятор и контроллеры тоже спрятаны в раме.

Основные технические параметры электровелосипеда Twitter TW-E9L:

Колёса – 26", двойной пистонированный обод
Масса велосипеда – 18 кг
Рама – карбон, универсальная
Вилка – алюминиево-магниевый сплав, демпфер со ступенчатой регулировкой компрессии (6 уровней + «закрыто»)
Переключатель передач (только задний) – Shimano SLX, 11 скоростей
Тормоза – дисковые гидравлические, Shimano M315
Шины – MICHELIN Country
Режимы использования – режим помощи и педальный режим (режима движения только силой мотора нет)

Параметры электропривода:

Количество уровней режима помощи – 5
Аккумулятор – 36 Вольт, 10 Ампер-часов
Мотор – интегрированный в раму, бесщеточный, 250 Вт
Максимальная скорость – 35 км/ч
Пробег на одной зарядке – 90 км (в режиме помощи)
Приборная панель – LCD монитор

Полностью все параметры – на официальной странице спецификаций велосипеда.

Внешний вид электровелосипеда справа и слева:




Жесткость конструкции определяется нижним треугольником рамы. Благодаря этому треугольнику заодно велосипед становится универсальным – он подойдёт велосипедистам любого пола и роста.

Одна из ключевых особенностей велосипеда (помимо карбоновой рамы) – это его электропривод.

Если в подавляющим большинстве других велосипедов электропривод реализован в виде мотор-колеса, то здесь мотор встроен в раму и объединён с кареткой (т.н. «кареточный мотор»).

Такая конструкция – более сложна, чем обычное мотор-колесо, и возникает логичный вопрос – зачем?

Ответ кроется в законах механики.

Если двигатель сделан в виде мотор-колеса, то сам такой двигатель не имеет переключения скоростей. Имеющийся там редуктор работает с фиксированным коэффициентом передачи, и никак не может реагировать на изменение дорожных условий.

Если ездок, например, при подъёме в гору переключает механику на более низкую скорость для оптимального подъёма, то в мотор-колесе ничего не меняется, и мотор оказывается в невыгодном энергетическом режиме.

В противоположность этому, когда мотор объединён с кареткой, переключение скоростей будет «действительным» одновременно и для мотора, и для ездока. А это в ситуации «тяжелой» дороги облегчит работу одновременно и ездоку, и мотору. В результате и ездок, и мотор будут нагружены меньше; а ехать в гору велосипед будет быстрее!

Главное – чтобы пользователь не забыл при езде в гору (и по другим «трудным» дорогам) переключить скорость на более низкую, как это обычно делают велосипедисты. Часто пользователи электровелосипедов, наслаждаясь помощью от электромотора, забывают о том, что переключение механических скоростей в электровелосипедах сделано отнюдь не для красоты. :)

Конечно, заехать по вертикальной стене (или хотя бы под 30-45°) от такого решения велосипед всё равно не сможет, но испытания показали действенность такой системы на дорогах даже с очень крутыми подъёмами.

Еще одно преимущество кареточного мотора – он не смещает центр тяжести велосипеда (а обычное мотор-колесо смещает центр в сторону того колеса, в котором он встроен). Это позволяет привычнее и легче преодолевать небольшие препятствия, встречающиеся на пути.

После этой подробной «остановки» по поводу мотора, продолжим осмотр велосипеда.

Седло – с виду спортивное (а они обычно бывают довольно жесткими), но самом деле оно — довольно мягкое и комфортное для «гражданских» велосипедистов:


Высота седла регулируется с помощью зажима, который фиксируется не эксцентриком, а винтом под ключ-шестигранник (ключ в комплекте велосипеда имеется).

Посмотрим на руль:


Руль отличается от стандартного велосипедного руля наличием двух дополнительных деталей: на левой стороне – миниатюрный «пульт управления» с тремя кнопками, и в центре руля — «приборная панель» (монитор велокомпьютера).

Монитор велокомпьютера представляет собой LCD-дисплей, издалека похожий на экран смартфона:


К сожалению, как и на смартфоне, на этом дисплее в яркий солнечный день контрастность изображения сильно падает; оно становится едва различимым.

Дисплей показывает дальность текущей поездки, текущую скорость, мощность на моторе, заряд аккумулятора и установленный уровень помощи. Если уровень помощи установлен нулевой, то это – педальный режим.

Вместо показа дальности текущей поездки на монитор можно вывести показания одометра (полного пути, пройденного велосипедом с момента первого включения).

Что касается уровней помощи, то у них свой алгоритм работы. Его обязательно должен понять пользователь, чтобы правильно пользоваться велосипедом.

Когда пользователь начинает вращать педали, то примерно через 1-2 оборота включается мотор и помогает пользователю.

Мощность, подаваемая на мотор, сначала (при умеренном разгоне) пропорциональна скорости вращения педалей (но не силе давления на них!).

Затем, когда мощность достигнет предельной для установленного уровня помощи, дальнейший рост прекращается.

Если же пользователь будет упорен и продолжит наращивание усилий дальше, то мощность на моторе может даже снижаться, предоставляя пользователю возможность самостоятельно показывать свою силу и удаль. :)

Контрольные заезды показали, что на минимальном (первом) уровне помощи мощность может составлять до 12 Ватт, на максимальном – 168 Ватт (по показаниям монитора).

Из этого следует, что первый уровень помощи – не очень рабочий и мало отличается от режима самостоятельного педалирования. Зато все остальные уровни – рабочие и полезны для применения.

Добавление к только что сказанному: показания текущей мощности на велосипеде – занижены. Ходовые испытания показали, что мотор может катить велосипед на полные заявленные 250 Ватт, которые, видимо, и соответствуют показаниям дисплея в 168 Ватт. Иначе бы скорости выше 25-27 км/ч невозможно было бы достичь только на силе мотора. Умножайте показания мощности на мониторе сразу на полтора – не ошибётесь!

Осматриваем велосипед дальше – переднее колесо и окрестности:




Переднее колесо – добротное, с двойным пистонированным ободом. Дисковый тормоз – продвинутый, гидравлический Shimano M315 (для горных велосипедов). Этот тормоз — не только продвинутый, но и красивый за счет добавления цветного элемента в сам тормозящий диск.

Вилка переднего колеса — с регулируемым демпфированием (6 ступеней плюс положение «закрыто»). Регулировка демпфирования пригодится для «подстройки» под качество дороги. Как известно, дорогой у нас называют то место, где собираются проехать; так что демпфирование лишним не будет. Ход вилки – хороший (110 мм).

Кстати, благодаря широким колёсам с умеренным оребрением протектора возможен путь и по грунтовым дорожкам с некоторым количеством грязи.

В то же время при движении по шоссе почти не слышно характерного шуршания, которое обычно бывает у колёс со слишком «злой» резиной, и которое раздражает многих людей.

Заднее колесо, как и переднее, не имеет существенных отличий по конструкции от типовых вариантов.


Тормоз, разумеется, того же типа, что и на переднем колесе – Shimano M315. Переключатель скоростей – Shimano SLX.

Также на спице заднего колеса установлен магнитик, с помощью которого работает датчик скорости, прикреплённый к внутренней стороне нижнего пера рамы. У велосипедов с мотор-колесом такого датчика нет, там датчиком скорости является сам мотор.

Далее – обратим внимание на педали:


Педали – тонкие, красивые и шипастые. Хорошо удерживают обувь, но надо стараться не задевать их ногами, когда Вы идёте рядом с велосипедом.

Ходовые качества электровелосипеда Twitter TW-E9L

Хотя формально его мотор работает только в режиме помощи (принудительно без вращения педалей его включить нельзя), но, тем не менее, велосипед можно заставить ехать практически на одном только моторе.

Достичь этого не сложно, так как он включает мотор по факту вращения педалей, даже без давления на них. Необходимо лишь немного проехать с активным вращением педалей, а затем достаточно лишь лениво их подкручивать, лишь бы велосипед «думал», что вы работаете. :)

Но это – не тот режим, для которого велосипед предназначен. Самый разумный и полезный режим – совместной работы мотора и велосипедиста.

Наиболее подходящие уровни помощи для этого – со 2-го по 4-ый.
Как уже упоминалось, на 1-ом уровне помощи мотор очень мало помогает катальцу, а на 5-ом уровне – наоборот, мотор работает очень мощно, и ездоку уже просто трудно будет вращать педали не в «холостую», а помогая мотору.

На 5-ом уровне помощи мотор легко разгоняет велосипед до 32 км/ч по хорошей дороге; а вот чтобы повысить скорость до 35 кч/ч, обещанных производителем, велосипедисту нужно уже хорошо попотеть.

Правда, на подъёмах в крутую гору у велосипедиста будет реальная возможность помочь мотору своей силой даже на 5-ом уровне помощи.

Ещё очень важный вопрос для любого электротранспорта – сколько можно проехать на одной зарядке.

Но для велосипедов, работающих только в режиме помощи, чёткого ответа на этот вопрос не существует; поскольку всё будет зависеть от того, насколько активно ездок будет помогать мотору.

Тем не менее, испытания были проведены, и ответ на этот вопрос есть.

В поездке в «экономном» режиме (скорость 18-20 км/ч, помощь от велосипедиста мотору примерно на уровне 50%) дальность хода составила 93 км.

В поездке в «комфортном» режиме (скорость 20-25 км/ч, помощь от велосипедиста мотору на уровне около ⅓) дальность хода составила 65 км.

Если принять меня за «среднестатистического» катальца (по силе и массе), то и для большинства других пользователей должны быть аналогичные цифры.

Выводы по электровелосипеду Twitter TW-E9L

По итогам осмотра и теста напрашиваются два вывода:

1. Велосипед вполне пригоден для поездок на дальние дистанции и с высокой скоростью; при этом возможен широкий диапазон сочетания силы велосипедиста и силы мотора. Возможны самые различные применения: поездки на работу (при наличии безопасного места хранения), прогулки по паркам и к местам отдыха, поездки в соседние города и посёлки (при наличии достаточно безопасных дорог).

2. Велосипед – очень дорогой, необычный и красивый. Он заинтересует в первую очередь любителей технической эстетики с хорошей заработной платой. :)

В следующей части обзора (выйдет примерно через 3 дня) Вы познакомитесь с тремя менее дорогими моделями электровелосипедов:
— Twitter VS7.0-ER (350 Вт);
— Airwheel R8 (235 Вт);
— Airwheel R3 (235 Вт).

Но в отдельную часть обзора они выделены не за то, что они менее дорогие; а за то, что это — модели «для ленивых». Они имеют рычажок включения мотора, благодаря которому на них при желании можно ехать вообще без вращения педалей седоком!

До новой встречи!