Предисловие.
В этом обзоре, уважаемые читатели, вы познакомитесь с необычным электровелосипедом. Его основные особенности - это "кареточный" мотор и карбоновая рама.
О том, какой смысл в такой конструктивной реализации электропривода; и о многих других технических особенностях электровелосипеда Twitter TW-E9L и будет рассказано в последующих главах обзора.
Но перед этим, как всегда в обзорах велосипедов этой марки, позвольте уведомить уважаемых читателей, что никакой связи между велосипедной компанией Twitter и социальной сетью Twitter нет - это абсолютно независимые и никак не связанные компании.
(кликнуть для увеличения)
Технические характеристики электровелосипеда Twitter TW-E9L
Основные технические характеристики электровелосипеда Twitter TW-E9L приведены ниже в таблице и взяты с официальной страницы велосипеда. Полные технические характеристики с указанием марок примененных составных частей - на странице спецификаций велосипеда официального сайта.
Максимальная нагрузка | 130 кг |
Количество скоростей | 11 |
Мощность электромотора | 250 Вт |
Максимальное расстояние на одной зарядке | 90 км (режим помощи) |
Тип электромотора | Бесщёточный, совмещён с кареткой |
Режимы движения | Режим помощи, педальный режим |
Диаметр колеса | 26 дюймов |
Максимальная скорость | 35 км/ч |
Емкость аккумулятора | 360 Вт*ч |
Продолжительность зарядки | 5-6 часов |
Масса электровелосипеда | 18 кг |
Материал рамы | Карбон |
Официальный сайт | twitter-bikes.ru |
Цена на момент обзора | 144 990 российских рублей |
Цена, конечно, более чем "впечатляет". Весьма ощутимый вклад в цену, безусловно, внесла карбоновая рама. Пока ещё эти рамы очень дорогие, производство их - очень непростое.
Указанное в таблице максимальное расстояние на одной зарядке - в значительной мере, условное. В режиме помощи ездок сможет проехать как больше этой величины, так и меньше её, в зависимости от того, в какой пропорции ездок будет прикладывать свою собственную силу.
Комплектация электровелосипеда Twitter TW-E9L
На всякую прочую "мелочевку" из комплекта (вроде инструкций) обращать внимания не будем, а зарядное устройство рассмотрим досконально.
Внешне оно похоже на "зарядку" для ноутбуков - небольшой, но увесистый "кирпичик":
Выходное напряжение "зарядки" номинально - 36 Вольта, ток - 2 Ампера:
Тем не менее, замер напряжения на выходе на "холостом ходу" показал величину не 36, а 41.9 Вольт. Всё в порядке, так и должно быть для заряда литий-ионного аккумулятора номиналом 36 Вольт. Дело в том, что для литий-ионных аккумуляторов номинал указан для уровня заряда аккумулятора примерно в 50%, а при заряде до 100% напряжение должно быть выше (конкретно для номинала 36 Вольт напряжение при 100% заряда должно быть около 42 Вольт).
Внешний вид и конструкция электровелосипеда Twitter TW-E9L
В электровелосипеде есть много интересных деталей, но обо всём по порядку.
Посмотрим на него слева:
Вид слева
Конструкция нашего "пациента" не похожа на традиционные электровелосипеды. На велосипеде не видно ни мотора, ни аккумуляторного блока. Со стороны кажется, что это - обычный велосипед, просто с необычной формой рамы.
Теперь посмотрим на него справа:
Вид справа
Благодаря карбоновой раме все очертания электровелосипеда - красивые и плавные.
В отличие от металлических рам, карбоновая рама делается сразу вся целиком; поэтому сварки, клёпки и тому подобных соединений здесь нет и быть не может.
Обычно велосипеды с карбоновой рамой бывают значительно легче, чем с алюминиевой. Однако для электровелосипедов выигрыш заметен гораздо меньше, так как они содержат большое количество элементов, в которых без металла обойтись нельзя, включая мотор и аккумулятор.
Самым главным силовым элементом рамы, придающим ей жесткость, является нижний треугольник.
Благодаря этому треугольнику рама получилась в стиле "унисекс" и "унирост" - она подойдёт пользователям любого пола и роста.
Посмотрим на этот треугольник поближе:
На внутренней стороне верхней части треугольника заметен разъём для зарядки аккумулятора.
За шатуном и звездочкой системы скрывается "кареточный мотор". В этом состоит, можно сказать, "генеральное" отличие Twitter TW-E9L от большинства других электровелосипедов, в которых применяется не кареточный мотор, а мотор-колесо.
В этом есть как преимущества, так и недостатки.
Основное преимущество состоит в том, что выбираемая велосипедистом передача относится одновременно и к мотору, и к усилиям самого велосипедиста. Соответственно, при езде в гору и мотор, и сам велосипедист будут работать вместе на медленной передаче; а при езде по ровной хорошей дороге они будут совместно работать на быстрой передаче. Это хорошо даже и для случая, когда работает только мотор.
В велосипедах же с мотор-колесом выбираемая передача относится только к усилиям велосипедиста; а мотор-колесо работает всё время одинаково на некоей "усредненной" собственной передаче, которая не является оптимальной, например, для езды в гору.
Ещё одно преимущество - более естественная центровка велосипеда, что полезно для управляемости, при преодолении препятствий и при езде по "тяжелым" дорогам (заднее колесо не имеет дополнительного утяжеления).
Условный минус состоит в том, что износ цепи и звёздочек здесь будет таким же, как и в "обычных" велосипедах. В электровелосипедах с мотор-колесом износ этих компонентов ниже, чем в "обычных" велосипедах, за счёт того, что не вся сила вращения колёс передаётся через цепь и звёздочки; часть её формируется в самом колесе и через внешнюю механику не передаётся.
Работает в этом электровелосипеде кареточный мотор почти бесшумно, как и моторы в традиционном мотор-колесе.
Посмотрим на заднее колесо электровелосипеда слева и справа:
На тормозах написано только слово "Shimano"; а чтобы выяснить конкретную марку, пришлось заглянуть под манетку и там прочесть выдавленный текст "Shimano M315". Это - гидравлические тормоза начального уровня для горных велосипедов. Но всё-таки гидравлические, а не "простые".
Переключатель механических скоростей у велосипеда - Shimano SLX (очень приличный), на 11 скоростей. Для дорог с серьезными перепадами высот они все будут востребованы.
На спице заднего колеса прикреплён магнитик, который работает совместно с датчиком скорости, прикреплённым к одному из нижних перьев рамы. Электровелосипеды с мотор-колесом такого датчика не имеют, поскольку там электроника самого колеса "знает", сколько оборотов оно сделало.
Теперь на очереди - переднее колесо, вид слева и справа:
В качестве демпфера применён широко распространённый "ABS+" с ходом 110 мм. Кроме того, он имеет возможность регулировки степени демпфирования (6 положений) и положение "закрыто" (для хороших дорог).
Далее обратим внимание на педали:
Педали - алюминиевые, тонкие. Они снабжены штырьками с закруглёнными вершинами, чтобы лучше удерживать обувь ездока.
Но в случае, когда Вам надо будет вести велосипед пешком рядом с собой, при неосторожных движениях об них можно пораниться (требуется осторожность).
Седло применено средней ширины, без выреза; без проблем подойдёт для большинства велосипедистов:
Зажим седла фиксируется не с помощью эксцентрика, а с помощью болта. Для регулировки необходим инструмент, но он есть в комплекте.
Руль имеет достаточно стандартную конструкцию. Ручки изготовлены из материала, который ощущается очень комфортно:
Вблизи левой ручки находится небольшой пультик управления электроприводом из 3-х кнопок.
В центре расположена приборная панель (велокомпьютер) в виде LCD-экрана.
На прямом солнечном свете информация на нём различается не очень хорошо, но в тени и в облачную погоду различимость - отличная:
Информация, отображаемая на экране, не слишком богата, но достаточна.
Велокомпьютер может отображать как путевые параметры (скорость и пройденный путь), так и электрические параметры установленного режима: установленный уровень помощи мотора велосипедисту в "условных единицах" от 1 до 5 (0 - отсутствие помощи), заряд аккумулятора, мощность на моторе. Вместо пройденного пути можно выбрать отображение полного пробега электровелосипеда.
Боевые испытания электровелосипеда Twitter TW-E9L
Итак, у этого электровелосипеда формально нет режима движения на тяге электромотора без вращения педалей ездоком. Мотор включается, только если ездок крутит педали.
Тем не менее, испытания показали, что ехать на тяге мотора, почти не прилагая усилий, возможно (хотя и вряд ли это будет правильным, но пока разберём теорию).
Старт электромотора происходит не мгновенно после начала вращения педалей. В среднем для начала работы мотора надо сделать один-два оборота педалями.
Затем, после выхода велосипеда на требуемую скорость согласно установленному уровню, можно прекратить силовое давление на педали, а просто крутить их "в догонку" к темпу движения, практически не расходуя собственных сил. Главное - чтобы датчик педалирования (PAS) обнаруживал, что Вы крутите педали; больше ничего не требуется.
Такой режим использовался для составления нижеследующей таблицы соответствия уровней помощи, мощности на моторе и скорости движения при оптимальной механической передаче. Мощность на моторе указана по показаниям велокомпьютера.
Уровень помощи |
Мощность на моторе, Вт |
Скорость, км/ч |
1 | 12 | 8 |
2 | 60 | 16 |
3 | 84 | 23 |
4 | 108 | 27 |
5 | 168 | 32 |
Данные приведены для полностью заряженного аккумулятора и при движении по ровной хорошей дороге.
И вот тут читатель справедливо заинтересуется: "А где же обещанные производителем в технических данных 250 Ватт мощности?!"
Они есть, и "незримо присутствуют" в этой таблице. И даже, как мне кажется, реальная мощность на максимальном уровне помощи - немного выше, чем 250 Ватт.
Дело в том, что до скорости 32 км/ч при указанной в таблице мощности (168 Ватт максимум) разогнаться невозможно (проверено на других моделях велосипедов). Показания мощности на велокомпьютере - заниженные!
Реальная мощность на моторе - примерно в полтора раза выше, чем показывает велокомпьютер. Возможно, что даже и ещё чуть больше, чем в полтора раза.
Так что ошибку в показаниях мощности записываем в недостатки, но мощность мотора подтверждаем.
Теперь - о том, какой же режим катания на этом электровелосипеде - правильный.
Правильный режим - тот, при котором пользователь сможет активно помогать мотору в той степени, которая не будет его утомлять.
Это - уровни помощи со 2-го по 4-ый. Почему здесь нет 1-го и 5-го уровня?
Первый уровень помощи даёт настолько малую мощность на мотор, что для пользователя он практически не будет отличаться от нулевого (передвижение собственными силами).
А 5-ый уровень - наоборот, настолько высокий, что помощь ему со стороны велосипедиста будет от него требовать слишком много сил. Этот уровень больше подходит для езды силой мотора с "ленивым" подкручиванием педалей просто для включения мотора.
Теперь - испытание электровелосипеда на дальность хода на одной зарядке.
В режиме оптимальной помощи мотору со стороны велосипедиста удалось проехать 95 км. Оптимальный режим - это активная помощь на 2-4 уровнях, с повышением как уровня помощи, так и собственного вклада при подъёмах в гору; и, наоборот, снижением до нуля собственных усилий при движении под гору. Такая дистанция подтверждает заявленную производителем величину (90 км).
Второй замер был проведён в описанном выше режиме движения почти одной силой мотора с "обманом" датчика педалирования путём "ленивого" подкручивания педалей. В этом случае дальность составила только 56 км.
Окончательный диагноз электровелосипеда Twitter TW-E9L
Несмотря на все описанные выше технические характеристики и "тонкости" в применении электровелосипеда, главной его характеристикой, затмевающей все остальные, будет цена (напомню - 144 тысячи российских рублей).
Наибольший вклад в неё, по-видимому, внесла карбоновая рама. Она эстетична и имеет красивые плавные переходы между составными частями; но очень дорога в производстве.
Что касается техники, то здесь претензий к электровелосипеду почти нет, за исключением заниженных показаний мощности на моторе. "Заморачиваться" с их перерасчётом в реальные нет смысла, достаточно их оценивать как некие "условные единицы", чтобы понимать, что происходит с нагрузкой на аккумулятор при движении по разнотипным дорогам и с разным уровнем собственной помощи мотору.
Дальность хода этого электровелосипеда вполне достаточна не только для поездок по улицам и паркам, но и даже, возможно, в окрестные населённые пункты (при наличии достаточно безопасных путей).
В случае поездок на работу надо хорошо подумать о надёжном месте хранения велосипеда: стандартный противоугонный тросик его не "удержит", гарантирую!
В поездках на этом электровелосипеде пользователь имеет возможность регулировать величину прилагаемых собственных усилий, исходя из желания и возможности активно поработать ногами. Возможно передвижение как почти без усилий, так и с максимальными собственными усилиями (и одновременно за счёт этого максимальной же экономией заряда аккумулятора).
Таким образом, эта модель электровелосипеда может быть очень полезной как для целей активного отдыха, так и "по делу"; но необходимо учитывать описанные в обзоре особенности.
Где и почём купить.
Список магазинов, где можно приобрести этот электровелосипед, имеется на сайте Twitter-bikes.ru (перед походом в магазин обязательно позвонить и удостовериться в наличии!).
Также можно поискать предложения на сервисе "Яндекс.Маркет".